Росавиация внезапно проверила казанский аэропорт // по наводке из "Сибири"
8 ноября 2005 года

Согласно подписанной начальником управления производственной деятельности ФАВТ Станиславом Овчаренко телеграмме, с 5 по 15 ноября эксперты управления проводят внеплановую проверку эксплуатационно-технического состояния аэродрома и аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению ОАО «Международный аэропорт „Казань“». В 10-дневный срок после завершения инспекционного контроля составленный экспертами акт должен быть представлен на утверждение в ФАВТ.
Опрошенные „Ъ“ участники рынка полагают, что проверка инициирована в рамках конфликта между аэропортом и авиакомпанией «Сибирь» по поводу слотов нового вечернего рейса перевозчика из Москвы в Казань. По их мнению, инспекция может закончиться для МАК приостановкой лицензии на аэропортовую деятельность или введением ограничений на его перевозки. Еще в августе о такой возможности предупредил руководство МАК глава Приволжского окружного управления воздушного транспорта ФАВТ Александр Малышев.
Напомним, что авиакомпания «Сибирь» длительное время добивается открытия своего вечернего рейса Казань-Москва. 20 июня генеральный директор МАК Петр Трубаев даже дал согласие на прием и обслуживание регулярного пассажирского рейса (прилет в Казань в 19.10, вылет — в 20.10). Однако через три дня он аннулировал свое согласие, ссылаясь на решение совета директоров ОАО «Международный аэропорт „Казань“» «ввиду удовлетворенности пассажирского спроса».

Справка "Ъ". ОАО МАК на 100% принадлежит правительству РТ. В 2004 году, по данным Минтранса РТ, выручка МАК составила 170 млн руб., прогноз на этот год — 200 млн руб. По словам Чернова, в этом году МАК планирует закончить без убытков, размер убытков в 2004 году не называется.


Нарвавшись на отказ, руководство «Сибири» обратилось за помощью в ФАВТ. 26 октября руководство аэропорта получило телеграмму за подписью заместителя руководителя Росавиации Геннадия Чернова, в которой он предложил выдать «Сибири» разрешение на вечерний рейс (прилет в Казань — 20.45, вылет — 21.35), уже утвержденный центром тарифов и расписаний. Однако генеральный директор МАК Петр Трубаев, помня о жестких установках совета директоров компании (то есть правительства Татарстана — „Ъ“), по всей видимости, расценил его лишь как рекомендацию.
31 октября МАК запретил авиакомпании «Сибирь» выполнение рейса S7-26/25 с временем прилета в Казань в 20.45, предложив в качестве замены прилет в 0.30 и вылет из Казани в 1.25. Чтобы блокировать возможность прилета из Москвы самолетов «Сибири» по ее расписанию, 2 ноября МАК закрыл прием всех типов самолетов с 18.00 до 23.00, кроме воздушных судов базовых авиакомпаний «Татарстан», «Карат» и «Бугульминское авиапредприятие», «в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы и освещения на перроне». На следующий день Александр Малышев сообщил руководству МАК о том, что их действия являются нарушением Воздушнего кодекса РФ, и предложил «срочно ввести ограничение на прием и выпуск всех типов самолетов, в том числе и базовых авиакомпаний, так как ремонтные работы проводятся в ночное время и создают угрозу безопасности полетов». При этом он уведомил МАК о проведении с 5 ноября внепланового инспекционного контроля аэропорта и предупредил о возможности проведения проверки Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ соблюдения антимонопольного законодательства со стороны аэропорта.
Предложенное татарстанской стороной время ночного слота директор центрального регионального филиала ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» Алексей Савченков расценил как «заведомо неприемлемое ни для перевозчика, ни для пассажиров». По словам представителей «Сибири», действия МАК «нарушают принципы честной конкуренции» и преследуют цель «лоббировать интересы авиакомпании „Татарстан“», которая является конкурентом «Сибири» на этом направлении.
В свою очередь представители правительства Татарстана и аэропорта обвиняют «Сибирь» в недобросовестной конкуренции. Так, по словам первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Павла Чернова, курирующего воздушный транспорт республики, недобросовестные действия «Сибири» выражаются в демпинговой политике компании. По его мнению, «Сибирь», не получая согласия МАК на запрашиваемые рейсы, вводит их, при этом делая заложниками этой ситуации пассажиров, «которым они продают билеты, зная о том, что будут проблемы и задержки рейсов». «40-50% пассажиров московского рейса „Сибири“ приобретают билеты примерно по 600 руб. (билеты в эконом-класс стоят от 904 до 1304 руб. — „Ъ“) за перелет в один конец при себестоимости перевозок на этом маршруте в среднем 2,5 тыс. руб. Это говорит о том, что авиакомпания намеренно демпингует, для того чтобы переманить пассажиров на свои рейсы», — считает замминистра. «После того как с этого маршрута уйдут другие авиаперевозчики, „Сибирь“ установит однозначно монопольные завышенные цены», — считает господин Чернов. По его мнению, сейчас нет угрозы лишить МАК лицензии.
По словам гендиректора ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» Магомеда Закаржаева, если МАК введет вечерний рейс «Сибири», «мы (авиакомпания — „Ъ“) будем вынуждены отменить свой 19-часовой рейс».
Как пояснил „Ъ“ господин Закаржаев, «авиакомпания „Татарстан“ не сможет сохранить свой вечерний рейс, не установив на него тарифы в 600 руб. С уходом с этого рейса „Татарстан“ потеряет 220 млн руб. Мы получим 70-80 млн руб. убытков и станем финансово неустойчивой компанией». «Думаю, они («Сибирь» — „Ъ“) будут идти до конца, тупо летать с задержками, долбить. Вполне возможно, что вечерний слот им все-таки урегулируют, может, вмешается еще министр транспорта РФ. Мы с самого начала знали, что они недобросовестные конкуренты и их не надо пускать сюда. К сожалению, к нам не прислушались тогда (полтора года назад — „Ъ“)», — сказал господин Закаржаев.
По сведениям „Ъ“, в настоящее время вечерние вылеты и прилеты авиакомпания «Сибирь» совершает с четырехчасовой задержкой.

Татьяна НИКОЛАЕВА, Александр АНДРЕЕВ, "Коммерсантъ-Казань"